Монтессори-педагог присматривает за ребёнком

Какими качествами должен обладать Монтессори-педагог?

Подходы системы развития Марии Монтессори успешно применяются в саду и школе. Это позволяет сформировать у детей самостоятельность, прививать другие важные для их дальнейшей жизни навыки. Разберемся, каким при этом должен быть Монтессори-педагог.

Основные качества Монтессори-педагога

Хороший преподаватель должен уметь:

  1. Увлекать детей и вызывать у них интерес. Это касается как самой личности педагога, так и его навыков презентации новых материалов, занятий, форм работы. Уверенный в себе харизматик всегда будет вызывать у малышей положительные эмоции, желание подражать. Такой преподаватель дает пример поведения и формирует правильное отношение к обучению, делает любое занятие игрой, к которой хочется присоединиться.
  2. Давать малышам свободу. Без этого невозможно научиться быть ответственным и самостоятельным. Хороший Монтессори-педагог умеет создать для малышей развивающую среду, объяснить правила взаимодействия с ней, а затем оставить детей в покое. Он показывает, как работать с материалом, и отходит в сторону. Теперь его основная задача – наблюдение. Преподаватель должен уметь доверять детям, ждать и не торопить их.

Монтессори-педагог наблюдает за занятием ребёнка

  1. Не превозносить себя над учениками. В традиционном подходе к образованию преобладает патерналистский подход. Учитель выступает как большая и всезнающая фигура, стоящая над ребенком и указывающая ему верный путь. В системе Монтессори все строится на уважении личности малыша. Преподаватель здесь, скорее, партнер и соратник, который помогает и поддерживает растущего человека на пути к его самостоятельности.
  2. Ставить задачи и контролировать ход их выполнения. Вопреки распространенному мнению о системе Монтессори, здесь педагог не просто наблюдает за детским хаосом. Научить человека самостоятельности невозможно, не ставя перед ним конкретных задач. Преподаватель сначала просит детей самостоятельно убирать за собой тарелки после обеда, затем показывает, как это правильно делать, и уже после этого отслеживает ход выполнения. Отметим, что ставить задачи можно не только ученикам, но и родителям. Например, можно попросить их не завязывать любимому чаду шнурки, а научить его делать это самостоятельно, после оценив прогресс.

Что должен уметь педагог в системе М. Монтессори

Ему понадобятся следующие навыки:

  • Самостоятельно создавать пособия и игрушки. При этом желательно использовать только разрешенные материалы – натуральные, естественных цветов и богатых фактур.
  • Наблюдать, не вмешиваясь. Даже если между малышами возник конфликт, преподаватель ждет, когда они сами придут к консенсусу.
  • Вмешиваться, когда это действительно необходимо. Например, если становится очевидно, что дети плохо уяснили правила работы в классе, произошел эпизод физического насилия, а доступные малышам средства коммуникации исчерпаны.
  • Превращать развитие в игру. Данная методика предлагает много различных средств формирования необходимых навыков. В частности, педагог должен уметь оперировать форматами свободной работы, беседы.

Педагог занимается с ребёнком

Каким не должен быть Монтессори-педагог

Такой специалист не должен позволять себе:

  • Командовать и указывать. На это в системе Монтессори наложен абсолютный запрет. Преподаватель может предложить, но не заставить.
  • Торопить детей, не позволяя им осваивать навык в собственном темпе. Это всегда создает дополнительный стресс.
  • Чрезмерно опекать малышей – не стоит помогать и вмешиваться, когда без этого можно и нужно обойтись.

Именно такие преподаватели работают в специализированных учреждениях, таких как Монтессори-школа «Земляне». Тщательный отбор педагогов позволяет обеспечивать успешное поэтапное развитие малышей, укрепляет их самостоятельность и веру в себя.